Доступная среда
В школе на 01.09. 2022 год обучается 22 ребенка с ОВЗ, что составляет 15 % от общего количества обучающихся. Это 7 обучающихся с задержкой психического развития, это дети с НИ, из них 11 детей обучается по АОП вар. 1., 4 ребенка обучаются по АОП вар. 2., 5 детей обучаются на домашнем обучении. Дети разновозрастные, поэтому в школе созданы классы- комплекты по типу малокомплектной школы. У нас 3 класса -комплекта:
Класс-комплект |
Количество детей с УО |
Программа обучения (общеобразовательная, задержка психического развития, умственная отсталость или иная) |
По какой программе обучается в соответствии с заявлением родителей |
2-3 |
3 |
АОП, умственная отсталость, вар.1 |
АОП для детей с ОВЗ (умственная отсталость) |
3 |
АОП, умственная отсталость вар.2 |
АОП для детей с ОВЗ (с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
|
5-6 |
2 |
АОП, умственная отсталость |
АОП для детей с ОВЗ (умственная отсталость) |
8-9 |
6 |
АОП, умственная отсталость |
АОП для детей с ОВЗ (умственная отсталость) |
1 |
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью |
|
Специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, мы разделили на общие направления:
- организационное обеспечение,
- психолого-педагогическое обеспечение,
- кадровое обеспечение.
Организационное обеспечение включает в себя
- нормативно-правовую базу инклюзивного образования в образовательной организации (нормативные документы федерального, регионального, районного и школьного уровня (положения, приказы, договора и тд. (например, Договор с родителями))
- взаимодействие с внешними организациями (заключены договора о сотрудничестве - ДДТ, ДЮШС, планы совместной деятельности - ПЧ – 115, ГИБДД, СКЦ). На базе школы функционируют кружки разной направленности, для всех категорий детей.
- организация двухразового бесплатного питания и медицинское обслуживание, необходимое для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе (но, все диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия проходят в медицинских организациях района или области)
- финансовое обеспечение (ежегодно составляется штатное расписание, школа проходит тарификацию, оснащение образовательного процесса происходит за счет средств субвенции и безвозмездной помощи предпринимателей, родителей)
- информационное обеспечение (имеется компьютерный класс, ноутбуки, планшеты, программные продукты, библиотечный фонд и т.д.)
- материально-техническое обеспечение (выполнение требований к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д; беспрепятственный доступ обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры школы, наличие теплых санузлов, наличие зон для отдыха и восстановления работоспособности)
Психолого-педагогическое обеспечение включает в себя программно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение школы включает адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью, адаптированные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка (ИУП), программы коррекционной работы и программы внеурочной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в школе осуществляется учителями, классными руководителями, педагогом- психологом, педагогом- дефектологом, по договоренности педагогом-логопедом, социальным педагогом. Психолого-педагогическое сопровождение включает:
•Проведение диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
•Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
•Проведение коррекционных занятий
•Отслеживание динамики развития ребенка.
•Консультирование педагогов и родителей, оказание методической помощи.
• Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
•Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
Кадровое обеспечение. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 95 %, при этом:
- укомплектованность педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ составляет 95 % (дефицит узких специалистов: отсутствует свой педагог-логопед, тьюторы);
- ежегодно педагогические работники повышают свой уровень квалификации в области образования детей с ОВЗ: 100% прошли курсы по работе с ОВЗ, 3 учителя прошли профессиональную переподготовку в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии)